«Можно запретить АдГ, но не ее избирателей». Комментарий шеф-редактора BILD Роберта Шнайдера:
«Это называют громким уходом: за день до завершения своих полномочий федеральный министр внутренних дел Нэнси Фезер, по-видимому, в одиночку вызвала волну потрясений в стране, опубликовав информацию о признании АдГ “гарантированно праворадикальной” организацией со стороны Федерального ведомства по охране Конституции (BfV).
При более внимательном рассмотрении ситуация вызывает массу вопросов. Фезер — министр правительства, которое развалилось полгода назад и было распущено в марте. Так называемое заключение BfV объемом более 1000 страниц основано на четырехлетнем наблюдении за АдГ — за это время у ведомства даже сменился президент.
Зачем, черт побери, министр обнародовала результаты этого секретного заключения лично, вместо того чтобы передать дело новой правительственной команде и новому руководству BfV? Почему она выступила перед прессой в Висбадене — а не в Берлине или Кельне, где находится штаб-квартира ведомства? Почему на пресс-конференции не было ни одного представителя BfV? Почему как старая, так и новая правительственная команда были уведомлены всего за несколько часов до пресс-конференции? И главное: почему не было критической оценки заключения со стороны профессиональных чиновников министерства Фезер?
Все это можно было бы — если вообще можно — оправдать только неотложной угрозой. Но в чем она должна была заключаться после более чем четырехлетней подготовки? Скорее напрашивается подозрение, что министр стремилась завершить свою борьбу с правыми эффектным финалом.
Или же она опасалась, что новый президент BfV и новая правительственная команда могут по-иному оценить заключение кельнских спецслужб — и хотела быстро завершить начатое? Это было бы еще тревожнее.
Скандалом является то, что BfV полностью скрывает от общественности и самой затронутой партии основания для признания ее “гарантированно праворадикальной” под предлогом секретности. Конечно, разведслужба имеет право на тайны. Но в таком случае министр должна была сохранить в тайне и само заключение. Или же — речь идет о 1000 страницах довольно жидкого супа, которую предпочитают скрыть?
Политический ущерб, нанесенный Фезер, значителен: крайне правая группировка наслаждается своей любимой ролью жертвы, вся страна обсуждает запрет АдГ, насколько бы безнадежным он ни был, а госсекретарь США Рубио говорит о “тирании”. Лидер СДПГ Ларс Клингбайль тут же усиливает давление на коалиционного партнера, требуя быстрого решения от нового правительства — что делать с заключением BfV.
Боюсь, что своим поступком Фезер нанесла так называемому демократическому центру медвежью услугу. С АдГ не справиться через BfV, как показывают годы опыта. И, возможно, АдГ можно запретить. Но это не относится к ее избирателям и их убеждениям. А несколько недель назад их было более десяти миллионов».
@BILD_Russian