Амстердамский музей не выдал активистам подлинные картины Малевича для демонстрации. Звучит логично, но вообще-то он был обязан так сделать
The Art Newspaper обратили внимание на любопытную историю, которая развернулась еще в прошлом году. Курдский художник Ахмет Огют призвал амстердамский Стеделейк-музей убрать из экспозиции его инсталляцию «Баррикада Бакунина», поскольку институция нарушила контракт: она обещала предоставить объект протестующим, — в качестве настоящей баррикады — если те ее попросят. Пропалестинские активисты попросили. Музей отказал, пользуясь лазейкой в договоре. Работу он, тем не менее, убирать из экспозиции не намерен.
Концепция работы отсылает к идее анархиста Михаила Бакунина ставить перед баррикадами картины из музеев: тогда, уверял мыслитель, солдаты испугаются за шедевры и не посмеют атаковать баррикаду.
Гипотеза, конечно, сомнительная, но вот что любопытно: никто не сомневается, что солдаты или полицейские готовы нападать, собственно, на протестующих. Насчет картин уже нет такой уверенности. Получается, общество ценит искусство больше, чем конкретного живого человека. Видимо, на это и намекал Огют, когда строил в музее баррикаду с использованием картин Казимира Малевича и немецкой художницы Кете Кольвиц.
В сущности, это история не о том, можно или нельзя строить баррикады из картин, а о том, можно или нельзя обманывать зрителей. Обязательство музея предоставить объект протестующим — часть концепции работы. Музей об этом обязательстве публично заявлял. А вот не надо было, если страшно активистам Малевича доверить.
Что ж, у меня сегодня все, увидимся в понедельник. Хороших выходных!