Анализ ДНК показал, что семья жителя немецкой деревни Фёрсте живёт там уже три тысячи лет

Анализ ДНК показал, что семья жителя немецкой деревни Фёрсте живёт там уже три тысячи лет

«Мы всегда считались старожилами в нашем селе», — говорит Манфред Хухтхаузен из деревушки Фёрсте в Гарце (Нижняя Саксония). Но он и представить не мог, насколько давно поселились там его прародители.

Учёные сделали сенсационное открытие: три тысячи лет назад предки Хухтхаузен жили в пещере всего в двух километрах от его дома. То есть — как минимум 120 поколений Хухтаузенов обитали в этой местности.

Останки и ДНК

В 1980 году археологи нашли в Лихтенштейнской пещере 4200 костей и фрагментов костей около 60 человек — от младенцев до стариков, захороненных примерно в 1000 году до н. э. Среди останков — бронзовые украшения, керамика, кости животных, семена растений и остатки одежды.

Директор музея HöhlenErlebnisZentrum в Бад-Грунде, доктор Бригитте Мориц объясняет: «Покойников сначала хоронили в другом месте, а потом переносили сюда. Это было повторное захоронение — путешествие в потусторонний мир». Следы костров в пещере указывают на то, что здесь проходили погребальные ритуалы.

В 2007 году исследователи Гёттингенского университета смогли расшифровать древнюю ДНК останков. Тогда они предложили жителям близлежащего Фёрсте сдать образцы слюны. Хухтхаузен был среди 120 добровольцев. «Через девять месяцев я получил письмо от окружной администрации, — вспоминает он. — Там было написано: вы — один из тех из пещеры. Я подумал, это ошибка». Но нет, всё оказалось верно.

Вероятно, это были торговцы солью

Что известно о тех, кто жил 3000 лет назад? «Многое! На их костях нет следов тяжёлого физического труда, ранений или насилия», — говорит Мориц. Вероятно, они были торговцами солью. «Белое золото» добывали из солёной воды, выпаривая её в глиняных сосудах. «Условия в Гарце были для этого идеальны», — поясняет она. Благодаря ДНК-анализу и другим методам учёные теперь даже знают, как выглядели эти люди: рост, цвет глаз и волос схожи с обликом нынешних жителей региона.

У Хухтхаузена двое сыновей, один остался жить в деревне — как и сотни его предков. «Здесь так красиво, что здесь можно жить вечно», — говорит он.

@BILD_Russian