New York Times: Байден изменил ядерную стратегию на случай «скоординированной» угрозы со стороны России, Китая и Северной Кореи
Президент США Джо Байден в марте секретно утвердил изменения в ядерной стратегии страны, предусматривающие, что Вашингтону следует быть готовым к скоординированной угрозе со стороны трех стран, имеющих ядерное оружие – России, Китая и Северной Кореи – а не одной Москвы, пишет New York Times.
Газета (что нетипично для нее) не указывает источник этой информации. Она утверждает, что «Наставления по применению ядерного оружия» (Nuclear Employment Guidance) настолько секретны, что создавать их электронные копии запрещено, они существуют лишь в ограниченном числе бумажных экземпляров.
Однако об изменениях стратегии мимоходом упоминалось в двух недавних выступлениях функционеров администрации не самого высокого ранга, пишет New York Times. По ее данным, их специально уполномочили произнести эти фразы. Так, в июне директор Совета национальной безопасности Пранай Вадди сказал, что новая стратегия «акцентирует необходимость сдерживать Россию, КНР и Северную Корею одновременно».
Ожидается, что до конца своего президентства (20 января 2025 года) Байден направит в Конгресс несекретное уведомление об изменении стратегии, и оно будет более детальным, чем то, что раскрыли эти бывшие или нынешние чиновники, пишет NYT.
С 1940-х годов главным фокусом американской ядерной стратегии была угроза со стороны Советского Союза и России. Это была единственная страна, обладавшая ядерным арсеналом, сравнимым с США, а риск, что в противостоянии с США с нею будут координироваться другие ядерные державы, оценивался как низкий.
Однако в последние годы Китай и Северная Корея начали стремительно наращивать свои запасы ядерного оружия. При этом они не желают вступать в переговоры об ограничении этих вооружений; международный режим контроля за ядерным оружием и без того в последние годы разваливается.
Механизмы отчетности о количестве боезарядов этих стран отсутствуют, однако Пентагон оценивал, что к 2030 году Китай будет иметь 1000 ядерных боеголовок, а к 2035 – 1500, что близко к тому количеству, которое имеют на вооружении США и Россия. Источники New York Times рассказали, что Китай, возможно, даже опережает этот график.
Северная Корея, по американским оценкам, сейчас имеет около 60 боезарядов.