О новом повышении ключевой ставки в России рассказывает редактор отдела экономики Русской службы Би-би-си Ольга Шамина
Центральный банк продолжает ужесточать денежную политику на фоне высокой инфляции и перегрева экономики — других способов бороться с этим у властей сейчас нет, а давление, по всей видимости, не снижается.
За последние годы выше ключевая ставка была лишь в марте 2022 года — тогда Россия только напала на Украину, многие компании покинули российский рынок, рубль стремительно дешевел, а население скупало доллары и различные товары, боясь дефицита.
Сейчас ситуация намного спокойнее, а в экономике видимых проблем немного, хотя ЦБ указывает на замедление роста ВВП. Единственное исключение — это инфляция, которую властям не удается взять под контроль. На начало сентября она составляла 9%.
ЦБ в своем заявлении прогнозирует, что инфляция по итогам года может превысить 6,5-7% — это июльский прогноз банка. Признаков того, что «инфляционное давление» снижается, регулятор не усматривает.
По сути ЦБ все еще видит признаки перегрева экономики — спрос превышает возможности предложения. Русская служба Би-би-си подробно писала о том, что такое перегрев и чем он опасен.
Внешне экономика выглядит стабильно, а внутри нее нарастают кризисные явления. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина публично уже предупреждала о возможности кризиса — либо резкого ускорения инфляции, либо падения ВВП.
Судя по релизу ЦБ, это не последнее повышение ставки. Фактически ставка — это единственный инструмент, которым регулятор может влиять на ситуацию.
Перегрев экономики во многом связан с огромными бюджетными вливаниями со стороны правительства — большая часть этих денег идет на войну. Они и привели к серьезному дисбалансу, перегрев экономику.
Но ЦБ эти расходы не контролирует, а их сокращение неизбежно приведет к замедлению экономического роста.
Однако эта политика бьет и по тем, кто не связан с войной. Например, бизнесу или населению будет сложнее взять кредит — ставки по ним будут еще выше.