Правительство ужесточает условия продажи бизнеса иностранными собственниками — так, что продавцу в итоге достанется только 5% его рыночной стоимости. Зачем российские власти повышают «налог на выход», объясняет экономический редактор Би-би-си Ольга Шамина
Требование обязательной скидки покупателю и обязательного же отчисления доли в бюджет при продаже активов иногда называют «налогом на выход».
Российское государство фактически обложило им подобные сделки для западных компаний, покидающих Россию — и вот теперь этот неофициальный налог повышает до рекордных 95%.
У такого впечатляющего повышения «налога на выход» есть несколько целей.
Во-первых, это способ увеличить доходы бюджета. Правительство в начале октября представило проект бюджет на 2025 год и его план на 2026–2027 годы.
Расходы на оборону и национальную безопасность в нем составляют почти 17 трлн рублей — это около 40% от всех расходов бюджета. Это значит, что власти продолжают переводить экономику на военные рельсы. А это требует денег, и их нужно где-то найти.
Для этого власти в этом году уже повысили налог на прибыль для бизнеса и ввели прогрессивную шкалу налога на доходы физлиц. Увеличение «налога на выход» с иностранцев — продолжение этого тренда.
В 2024 году доходы бюджета от сделок с иностранными компаниями достигли почти 140 млрд рублей, писал РБК в августе.
Несмотря на все ограничения, поток заявок на эти сделки, как отмечало издание, сохраняется — иностранцы по-прежнему готовятся уходить из России.
Во-вторых, тут есть и идеологическая составляющая. Иностранные компании начали уходить с российского рынка после начала войны с Украиной — так они выражали свое несогласие с ней и поддержку Украины. Теперь отчисления в формате «налога на выход» уходят в милитаризованный бюджет России, то есть частично за счет этих денег финансируется война.
Наконец, выход западных компаний и требование скидки для новых покупателей — это еще и виток передела собственности в России. Российские бизнесмены получают с большой скидкой активы, которые при иных обстоятельствах они не могли бы купить. Часто эти бизнесмены оказываются близкими к властям.