Как живут российские беглецы от войны на Шпицбергене
Норвегия закрыла въезд для большинства российских туристов. Но есть в Норвегии архипелаг, куда виза не нужна, так как часть его территории относится к России. Речь идет о Шпицбергене, где с 2022 года некоторые россияне нашли убежище. DW встретилась с россиянами, которые живут в столице архипелага Лонгйире, и послушала их истории.
Уроженец Казани Иван переехал на Шпицберген весной 2022 года и работает в сфере логистики. Хотя это Арктика (78-я параллель) и здесь экстремальная погода, Ивана все устраивает. Переезд не был запланированным, рассказывает россиянин, это было вызвано стечением обстоятельств: "В России [до начала полномасштабной войны] можно было жить. А после февраля уже все сломалось".
Ивану тогда быстро удалось найти работу в Лонгйире и собрать документы. Через Мурманск он и его подруга добрались до Норвегии. "Я пересек границу - и всё, - вспоминает Иван. - У меня как камень с плеч упал. Мне стало намного легче. У меня очень много друзей украинцев здесь, на Шпицбергене. И когда все началось, я не знал, как с ними общаться. Тяжело было. Они всё понимают. Но тем не менее..."
Всего россиян в Лонгйире с его двухтысячным населением менее сотни. Кто-то переехал из российского Баренцбурга еще до февраля 2022 года, кто-то - уже после. Большинство из них к политике Кремля настроены критично. В городе есть мемориал, посвященный Алексею Навальному.
О судьбах других россиян на Шпицбергене и их жизни на краю света - читайте репортаж на DW.
Если ссылка не открывается, попробуйте эту.
@dwglavnoe