РФ сегодня в намного худшей политической, военной и дипломатической ситуации, чем поздний СССР, считает колумнист DW Константин Эггерт
В августе 1975 года в Хельсинки Леонид Брежнев подписал Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. "Хельсинкские соглашения" подвели окончательную черту под спорами об итогах Второй мировой войны. Они подтвердили "нерушимость границ в Европе" - то есть, в сущности, официально легализовали советскую оккупацию стран Балтии и отторжение Молдовы от Румынии", - продолжает автор (@KonstantinEggert).
Кроме того, документ предусматривал "постоянные консультации и развитие "мер доверия" между Советским Союзом и Западом, Варшавским договором и НАТО" - то есть "снимал риск перерастания "холодной войны" в "горячую", что было важно для СССР, ведь уже тогда его экономика была в нелучшем состоянии.
В 1990 году Михаил Горбачев подписал Парижскую хартию СБСЕ, ознаменовавшую окончание холодной войны в Европе. Бывшие советские республики стали членами СБСЕ. "В 1995 году Совещание было преобразовано в постоянную Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) со штаб-квартирой в Вене", - пишет Эггерт.
По его словам, "спустя пять лет президентом России стал Владимир Путин. А еще спустя четверть века его Россия стала изгоем даже в той организации, которую создали столь любимые Владимиром Владимировичем советские коммунисты-державники, включая самого любимого российским диктатором - Юрия Андропова". Заседания в Вене продолжаются, но за их стенами даже нейтральная Австрия заговорила о вступлении в НАТО, а "некогда также внеблоковая Швеция планирует совместно с американцами захват Калининградской области - в прошлом той самой Восточной Пруссии, переход которой под контроль Москвы окончательно утвердил Хельсинкский акт".
"За все это Владимир Путин должен благодарить только одного человека – самого себя. Цинизм и самоуверенность – смертельная комбинация для успешной внешней политики. Даже если случится невероятное и Путин завтра покинет Кремль, а российская армия отступит к границам 1991 года, новых хельсинкских соглашений придется ждать долго", - заключает Эггерт.
Читайте целиком на сайте DW.
@dwglavnoe