"Семейное дело": домашнее насилие в Таджикистане становится традицией?

"Семейное дело": домашнее насилие в Таджикистане становится традицией?

15-летний подросток из города Турсунзаде, на западе Таджикистана, погиб от рук собственного отца. Мужчина заподозрил сына в краже 60 долларов, чтобы наказать парня, он привязал его к машине и протащил по пустынной местности 100 метров, после запер подростка в подвале, где избивал и допрашивал. Утром парень умер. Когда родители пытались тайно похоронить тело, их задержали. Сейчас отцу грозит до 15 лет тюрьмы.

Согласно предоставленным по запросу DW данным Международного чрезвычайного фонда помощи детям при ООН (ЮНИСЕФ), 58% детей в Таджикистане в возрасте от 1 до 14 лет подвергались той или иной форме насилия. Как отмечает ЮНИСЕФ, такие явления как "токсичная маскулинность и неприязнь к женщинам" глубоко укоренились в культурных нормах общества страны и только "способствуют сохранению насилия". Мужчин с детства учат, что насилие - приемлемый способ контроля, а женщин приучают "терпеть его молча", чтобы сохранить "честь семьи".

Как говорит Мархабо Зунунова, руководительница НПО "Брак и семья" в Таджикистане, насилие "чаще происходит от малограмотности, бессилия и отсутствия нужных слов и доводов". Но в 2024 году Таджикистан сделал значительный шаг в борьбе против домашнего насилия, законодательно запретив телесные наказания детей. Однако, как отмечает правозащитница Гульчехра Рахмонова, на практике этот закон не работает. По ее словам, проблема в том, что "органы, ответственные за защиту детей, не имеют необходимых ресурсов, подготовки или полномочий для эффективного реагирования на случаи насилия". Например, если учитель заметил у ребенка следы побоев и сообщает об этом, у социальных служб нет права немедленно войти в дом и забрать ребенка без судебного решения.

Кроме того, препятствием являются и культурные установки - в частности, так называемое "семейное дело". Соседи могут услышать, как в соседней квартире бьют ребенка, но не сообщают об этом, считая, что это не их дело. Такая позиция способствует тому, что насилие остается безнаказанным.

Подробнее - в материале DW.

@dwglavnoe