Генсек ООН: конец договора СНВ-III наступил в "самый худший момент" и призвал США и РФ согласовать новый договор
5 февраля 2026 года истек срок действия Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ‑III / New START) - соглашения 2010 года между Россией и США, которое более десяти лет обеспечивало контроль над крупнейшими ядерными арсеналами мира.
Генеральный секретарь ООН Антониу Гуттериш призвал Соединенные Штаты и Россию как можно быстрее согласовать новый договор по контролю над стратегическими вооружениями после истечения срока действия последнего соглашения New START, назвав этот момент "тяжелым для международного мира и безопасности". По его словам, "впервые за более чем полвека мы сталкиваемся с миром без каких-либо обязательных ограничений в отношении стратегических ядерных арсеналов… двух государств, которые обладают подавляющим большинством мировых запасов ядерных вооружений". Гуттериш подчеркнул, что "расформирование десятилетий достижений не могло наступить в худшее время - риск применения ядерного оружия наивысший за десятилетия" и призвал Москву и Вашингтон "незамедлительно вернуться за стол переговоров и согласовать преемника этой рамочной договорённости".
В ответ на истечение действия договора New START бывший президент России, сегодня замглавы Совбеза РФ Дмитрий Медведев так прокомментировал ситуацию в своем посте в сети X: "Вот и всё. Впервые с 1972 года у России (бывшего СССР) и США нет договора, ограничивающего стратегические ядерные силы. SALT I, SALT II, START I, START II, SORT, Новый СНВ - всё осталось в прошлом." В своем посте Медведев разместил картинку из игры престолов с Королем Ночи и фразой "Зима близко".
Договор устанавливал (СНВ‑III / New START) устанавливал четкие лимиты — до 700 развернутых и 800 всего существующих носителей, а также до 1550 стратегических боезарядов, включая те, что размещены на МБР, БРПЛ, тяжелых бомбардировщиках, и даже новых системах. Оба государства достигли этих ограничений в 2018 году и поддерживали их до прекращения действия договора. СНВ‑III включал детальные процедуры проверки, инспекции, обмен телеметрией, прозрачность через единую базу данных, а также работу Двусторонней консультативной комиссии, что позволяло контролировать соблюдение обязательств и снижало риски недоверия и эскалации. Теперь, после его окончания, между Россией и США больше нет юридических механизмов, ограничивающих стратегические ядерные силы.
@dwglavnoe