В Лас-Вегасе показывают «Волшебника страны Оз» на сферическом экране
Кинокритикесса The New York Times Алиса Уилкинсон написала очень любопытный текст о новой версии классического голливудского фильма «Волшебник страны Оз» 1939 года. Компания Warner Bros., которая владеет правами на картину, отредактировала ее, чтобы показывать в «Сфере» — это арена, построенная два года назад в Лас-Вегасе, и на самом деле она полусферическая. Поверхность этого здания представляет собой экран, причем как снаружи, так и внутри. Наверняка вы видели видео, где сфера «превращается» во что-нибудь — например, в эмодзи.
Warner Bros. сократили фильм со 102 минут до 77. Но зато зрители получают иммерсивный опыт: буквально все вокруг них — это экран. Как будто этого мало, с потолка на них падает снег, в эпизоде у волшебника появляются настоящие языки пламени, а под потолок запускают надувных летающих обезьян. Чтобы расширить кадры оригинальной картины, продюсеры привлекли не только специалистов по визуальным эффектам, но и ИИ.
Уилкинсон предлагает сразу три альтернативных взгляда на этот проект.
✦ Это довод в пользу кинотеатров. Несмотря на повсеместные гаджеты, люди не готовы отказываться от коллективного опыта в кинозале; успех фильмов вроде «Кейпоп-охотниц на демонов» тому доказательство. Иммерсивная «сферическая» версия «Волшебника страны Оз» — кинотеатральный опыт в его концентрированном виде, и появление таких проектов говорит о том, что мы по-прежнему любим собираться вместе для просмотра чего-нибудь.
✦ Это конец кино. Вся суть кинематографа — в рамке. В смысле буквально в рамке кадра. Режиссура — это искусство направлять внимание зрителя. В отсутствие рамки кино — это уже не кино. Картинка, натянутая на сферический потолок, выглядит эффектно, но если разбирать ее с точки зрения законов композиции, она попросту разваливается.
✦ Это прогноз на будущее (мрачный). «Мы живем в мире, где фильмы — не искусство, а интеллектуальная собственность», пишет Уилкинсон. В новой версии «Волшебника» переделан буквально каждый кадр, но Warner Bros. преподносят показы в «Сфере» как буквально тот же самый фильм. Это не интерпретация классики, как мюзикл «Злая», например — это редактура. Причем редактурой занимается вовсе не автор, а правообладатель. И выглядит это довольно тревожно.
Мне лично ближе два последних взгляда.