Хейтеры современного искусства, это ваш день: на Sotheby's Климт ушел за рекордные 236 миллионов, а Каттеллан — почти по себестоимости

Хейтеры современного искусства, это ваш день: на Sotheby's Климт ушел за рекордные 236 миллионов, а Каттеллан — почти по себестоимости

Привет, это Антон. Вчера вечером аукционный дом Sotheby's провел торги в Нью-Йорке. Две продажи привлекли особенное внимание СМИ.

«Портрет Элизабет Ледерер» кисти Густава Климта ушел за 236,4 миллиона долларов и стал вторым в истории самым дорогим произведением искусства, проданным с аукциона. Рекорд, если что, принадлежит «Спасителю мира», которого приписывают Леонардо да Винчи: в 2017 году ее купил за 450 миллионов саудовский принц. «Портрет Элизабет Ледерер» и еще несколько картин Климта входили в коллекцию недавно умершего миллиардера и филантропа Леонарда Лаудера; кто в итоге купил портрет — неизвестно, но боролись за него шесть покупателей.

С другой стороны, знаменитую «Америку» Маурицио Каттелана — функционирующий унитаз из чистого золота — продали всего лишь за 12 миллионов долларов после одной-единственной ставки. Почему всего лишь? Да потому что золотой унитаз — без имени Каттелана — стоит немногим меньше: около девяти миллионов. Для сравнения, «Комедиант» Каттелана — банан, приклеенный к стене скотчем — в прошлом году ушел с аукциона за шесть миллионов (за эти деньги можно купить примерно 25 грузовиков обычных бананов).

На самом деле никаких особых выводов отсюда не следует, просто эти две новости забавно смотрятся рядом. На тех же торгах раннюю работу Жана-Мишеля Баскии, практически абстрактную и по стилистике близкую к стрит-арту, продали за 48 миллионов. Так что современное искусство все еще покупают.

Зато повод рассказать о самих работах.

Изображенная Климтом Элизабет Ледерер — дочь его покровителя Августа Ледерера, австрийского алкомагната и коллекционера. Портрет, написанный в 1916 году — одна из последних работ Климта; для фона он использовал мотивы из японской графики, которую коллекционировал. Когда нацистская Германия аннексировала Австрию, евреям Ледерерам пришлось бежать из страны, их коллекцию разграбили. В Вене осталась только Элизабет: она выдала себя за дочь Климта, и это помогло ей спастись от преследований.

«Портрет Элизабет Ледерер» и «Америку» Каттелана разделяют ровно сто лет. Итальянский художник создал первую версию золотого унитаза в 2016 году, и она, как многие заметили, идеально срезонировала с первой президентской компанией Дональда Трампа — большого любителя разной позолоты. Музей Гуггенхайма, которому принадлежала скульптура, даже предлагал ее президенту в Белый дом (взамен Ван Гога, которого тот просил), но Трамп не оценил шутку. Один из вариантов «Америки» в 2019 году украли с британской выставки Каттелана; похитителей поймали, но что они сделали со скульптурой — по сей день неизвестно.