Выпускники и студенты Школы-студии МХАТ против Константина Богомолова
Привет, это Антон. С тех пор, как 23 января Минкульт назначил режиссера Богомолова ио ректора Школы-студии МХАТ, — а случилось это стремительно, всего спустя девять дней после смерти предыдущего ректора Игоря Золотовицкого, — много чего произошло. Коротко рассказываю.
✦ В понедельник 26 января в сети появилось открытое письмо студентов и выпускников Школы-студии, адресованное министру культуры Ольге Любимовой. Они призывают провести открытые выборы ректора и рассмотреть на это место кандидатов, «чьи судьбы и творческий путь напрямую связаны с нашей Школой и не противоречат этическим принципам основателей школы Художественного театра». Авторы подчеркивают: как правило, Школу-студию возглавляли ее выпускники. Константин Богомолов учился режиссуре в ГИТИСе у Андрея Гончарова.
✦ Кто составил письмо, неизвестно. Идентичный текст запостили у себя в соцсетях несколько известных выпускников Школы-студии. Среди них — люди с очень разной политической позицией: например, Варвара Шмыкова, покинувшая Россию и выступающая против войны, и Антон Шагин, один из самых ярых сторонников вторжения в театральной среде, организующий сборы для военных. А еще — Марьяна Спивак, Марк Богатырев и Юлия Меньшова. Сам Богомолов высказывался в поддержку войны и называл ее «удачей нашего поколения», но собственно о войне и политической позиции ио ректора в письме ни слова — только о нарушенных традициях вуза.
✦ Вообще, назначение Богомолова критикуют как противники войны, так и сторонники. Первые — как журналист Михаил Калужский — воспринимают это как награду за лояльность (Богомолов один из очень немногих успешных театральных режиссеров, открыто вставших на сторону режима). Вторые — как певица Вика Цыганова — припоминают режиссеру поддержку Алексея Навального и критикуют его за... ну, скажем так, эпатажные спектакли.
✦ Богомолов ничего не сказал, но поделился сторис актрисы Софьи Эрнст, с которой много работал. Она тоже окончила Школу-студию и сейчас выступает в поддержку режиссера. Эрнст напомнила, что Богомолов сотрудничал с Художественным театром: «Он впитывал традицию не в аудитории, а на сцене и в репетиционном зале, что для режиссера более значимо». И еще она считает, что во главе Театра на Бронной режиссер демонстрирует «художественную состоятельность, и, что важно, управленческую эффективность».
Мой комментарий: этот вопрос слишком политизирован, чтобы понять, хорошим ли ректором будет Богомолов для Школы-студии.
Обязательно ли во главе творческого вуза должен стоять его выпускник? Конечно, нет, взять хоть Анатолия Смелянского, который руководил Школой-студией до Золотовицкого (и пригласил преподавать Кирилла Серебренникова, на минуточку). Можно ли быть вовлеченным руководителем двух непохожих институцией, театра и института? Не факт, звучит как невыполнимая задача. Нормально ли, что решающим доводом при поиске ректора или худрука сегодня стала лояльность власти? Ну а как вы думаете...
История для примера. В первую неделю полномасштабной войны, возможно, в противовес антивоенному письму деятелей культуры, появилось обращение ведущих московских творческих вузов в поддержку признания самопровозглашенных ДНР и ЛНР (а по сути, в поддержку войны). Под этим обращением подписались ректоры ВГИК, ГИТИС, Щукинского училища, Академии Гнесиных и Московской консерватории. Заметим, что подписи Игоря Золотовицкого, ректора Школы-студии МХАТ, там не было. Вот такие ситуации объясняют, почему сегодня во главе творческого вуза власти нужен лояльный ректор.