«Размер экрана или масштаб идей?» Гильермо дель Торо и Дэвид Финчер считают, что будущее кино — за Netflix
Оба звездных режиссера сделали по нескольку проектов с Netflix, Финчер так вообще работал со стримингом еще в середине 2010-х, когда компания лишь начинала путь к лидерству в индустрии. Теперь они включились в большую дискуссию вокруг Netflix, которая касается не только бизнеса (компания может купить Warner Bros. вместе с HBO) и политики (Трамп и его сторонники обвиняют стриминг в монополизации культуры), но и будущего киноискусства. Многие кинематографисты считают, что фильмы надо смотреть в кинотеатре, на большом экране; Кристофер Нолан, например, отказывается работать со стримингом из-за ограниченного проката. Финчер и дель Торо уверены, что кинопрокат — не главное.
Режиссеры обсудили тему на сессии вопросов и ответов, организованной Netflix. «Сейчас люди пытаются определить, что такое кино, — рассуждал дель Торо. — Это размер экрана или масштаб идей?» «Важна не длина, не ширина [экрана]…», — поддержал коллегу Финчер. «Разумеется, — продолжил дель Торо. — Когда 120 человек выкладываются по полной, люди это [в любом случае] чувствуют. Они говорят: это фильм». Автор «Франкештейна» добавил, что старался снимать фильм так, чтобы он работал и на большом экране, и на ноутбуке.
Нюанс здесь в том, что звездам уровня дель Торо и Финчера стриминг предоставляет творческую свободу, а вот остальных, как недавно рассказал Мэтт Дэймон, жестко контролирует — скажем, требует писать диалоги так, чтобы зритель все понимал, даже отвлекаясь на телефон. И вот это куда более серьезная проблема, чем размер экрана. Вопрос с размером решается, скажем, домашним проектором.