Вернутся ли уехавшие из-за войны? Социолог Ника Костенко рассказывает, можно ли верить словам российских чиновников о том, что половина «убеганцев» уже приехала обратно
По разным оценкам, после начала полномасштабной войны из России уехали от 600 тысяч до 1,2 миллиона человек. Одно из самоназваний, которые используют эти люди и которое зафиксировали социологи — «убеганцы».
Сколько из уехавших осталось за границей, а сколько вернулось обратно, вычислить невозможно. Но, уверена социолог Ника Костенко, речь точно не о 50% вернувшихся (такую долю называл помощник президента Максим Орешкин).
«В начале разговоров было много: как только власть меняется — первом рейсом мы летим домой. Прошло полгода. Это важный психологический барьер, после которого человек начинает смиряться с тем, что он уехал надолго. <...> Если сначала горизонт планирования был крошечный, то теперь люди говорят про полгода, про год, про пять лет. И это свидетельствует о том, что они интегрируются и что они не очень-то собираются возвращаться», — говорит Ника Костенко.
Послушайте, что известно социологам о новой волне эмигрантов, в эпизоде подкаста «Что случилось», который вышел 10 июля.