Российские чиновники и олигархи зарабатывают на маркировке товаров. Бизнесмены, критикующие их идеи, сталкиваются с «иноагентством» и уголовными делами
В 2019 году в России вступил в силу закон о маркировке товаров. Единым оператором власти назначили «Центр разработки перспективных технологий» (ЦРПТ), разработавший «Честный знак» — QR-код, который должен наклеиваться на товар, гарантируя покупателю, что это не контрафакт, пишет «Проект» в новом расследовании.
25% ЦРПТ получил IT-предприниматель Александр Галицкий, предложивший идею с маркировкой и связанный с Михаилом Мишустиным. Остальные 75% компании достались структурам олигарха Алишера Усманова, 25% из них он позже передал концерну «Автоматика», входящему в «Ростех». После начала войны в Украине новым совладельцем ЦРПТ стал «Газпромбанк» — Галицкий продал ему свою долю (полный список олигархов и чиновников, которые в настоящий момент контролируют маркировку, можно найти в тексте «Проекта»).
Годовая прибыль ЦРПТ в 2023 году составила 23,9 млрд рублей, но компания планирует увеличить свои доходы, маркируя большее количество товаров. Предприниматели этой идеей недовольны: расходы на маркировку вынуждают их поднимать цены на выпускаемую продукцию. В ответ на растущее недовольство в прокремлевских СМИ организована кампания в поддержку расширения деятельности ЦРПТ. Лояльные к власти медиа продвигают идею о том, что маркировку нужно распространить на все отрасли.
Тех предпринимателей, которые открыто выступают против тотальной маркировки товаров, ждут проверки налоговой и признания «иноагентами». Один из таких бизнесменов, основатель обувного холдинга Zenden Андрей Павлов, в разговоре с журналистами заявил, что «маркировка увеличивает коррупционные доходы наших чиновников». Павлов был признан «иноагентом», против Zenden возбуждено уголовное дело о производстве и сбыте товаров без маркировки. СМИ пишут, что бизнесмену может грозить до шести лет заключения.
Скриншот: «Проект»
@news_sirena