Дождь выяснил, кто завербовал на фронт и «обнулил» там 18-летнего дагестанского школьника
В начале января 2025 года в Московской области задержали 18-летнего школьника из Дагестана Саида Муртазалиева. Следователь сказал его родителям, что Саид задержан за мошенничество. Уже через несколько дней молодой человек не выходя из ОВД подписал контракт и прямо оттуда отправился на фронт в Луганскую область.
Оказалось, что сразу после задержания его начали пытать: «Надевали противогаз на голову, на сердце давили, пока этот сознание не потеряет», – рассказала изданию «Понятно.Медиа» мать Саида Лэйла Нахшунова. Она утверждает, что добровольно ее сын не отправился бы на фронт: у него даже не было военного билета.
Дождю удалось выяснить имя следователя, которая участвовала в вербовке Саида Муртазалиева. Это 36-летняя Надежда Забелкина, следователь ОМВД города Шатуры, мать двоих детей. По данным «Верстки», за одного завербованного на фронт задержанного полицейские могут получать до 100 тысяч рублей.
Саид попал в штурмовую роту мотострелкового батальона 272-го мотострелкового полка 1-й гвардейской танковой армии Московского военного округа, на фронте он пробыл не больше трех месяцев.
Уже 7 марта он отправил матери видеообращение, в котором говорил, что «по приказу командира полка собрал деньги в размере 1 миллиона 150 тысяч, чтобы парни не пошли в штурм». Чтобы убрать свидетеля, командиры с позывными «Алтай» и «Кило» дали приказ другому подчиненному с позывным «Спартак» «обнулить» Муртазалиева. Уже 8 марта, через день после записи видео, юношу объявили пропавшим без вести.
Дождю удалось выяснить, что под позывным «Алтай» скрывается старший лейтенант 25-летний Михаил Прасолов — это нам подтвердил его отец Юрий. Он окончил Новосибирское высшее военное командное училище и после выпуска в 2023 году продолжил службу в зоне «СВО». Кроме того, Прасолов награжден медалью «За отвагу».
По информации Дождя, Михаил Прасолов и другие командиры (больше десяти человек), причастные к вымогательствам и обнулениям, сейчас под следствием, но не арестованы: они по-прежнему находятся на передовой и участвуют в боевых заданиях.
Этот и другие факты журналист Дождя Екатерина Фомина раскрывает в своем новом фильме «Ни живые ни мертвые». По разным оценкам на войне в Украине могло пропасть без вести от 50 до 100 тысяч мужчин. Этот фильм – попытка найти ответ на вопросы: почему пропавших так много и почему настоящую цифру власти так тщательно скрывают.
Смотрите новый репортаж «Ни живые, ни мертвые» на YouTube-канале Дождя.